Палата независимых директоров Кыргызской Республики обращает внимание, что инициатива по упразднению Советов Директоров компаний с государственной долей противоречит принципам корпоративного управления, увеличивает операционные риски и снижает шансы данных компаний для привлечения международного капитала и выхода на IPO.
Ранее Фонд по управлению государственным имуществом при Министерстве экономики и коммерции КР (далее – ФУГИ) совместно с Министерством экономики и коммерции внесли на рассмотрение и одобрение Жогорку Кенеша КР Программу приватизации государственной собственности в КР на 2023-2025 годы.
В Приложении 2 к данной Программе приватизации приведен Перечень хозяйственных обществ с государственной долей участия, подлежащих передаче по номинальной стоимости в уставный капитал вновь создаваемого ОАО «Национальная холдинговая компания «Аманат».
По сути, данная холдинговая компания создается взамен или на базе ФУГИ и в ее перечень входят следующие объекты: ОАО «Айыл Банк», ОАО «РСК Банк», ОАО «Кыргызалтын», ОАО «Государственная Ипотечная Компания», ОАО «Государственная страховая организация», ОАО «Тнк Шумкар», ОАО «Хайдарканское ртутное акционерное общество», ОАО «Кызыл-Кийский табакфермзавод», ОАО «Кыргызнефтегаз», ОАО «Международный аэропорт «Манас», ОАО «Бишкекский машиностроительный завод», ОАО «Кыргызсуудолбор», ОАО «Кавак», ЗАО «Кыргызская фондовая биржа», т.е. всего 14 объектов.
По замыслу инициаторов Программы приватизации основным положительным моментом является ликвидация у всех указанных объектов Советов директоров с созданием одного, единого для всех, Совета директоров, что достигается экономия порядка 30 млн. сомов.
Наличие единого Совета Директоров противоречит закону "Об акционерных обществах" и в то же самое время неэффективно, с учетом того что все компании разноотраслевые и согласно здравого смысла, мировой практики и законодательства в каждом АО нужен свой Совет Директоров, который по закону несет ответственность за деятельность компании.
Наличие Советов Директоров в публичных компаниях является лучшей международной практикой и соответствует основным Принципам корпоративного управления G20/ОЭСР(Организация экономического сотрудничества и развития).
Советы Директоров публичных компаний призваны обеспечивать эффективное управление компанией в интересах всех акционеров, в том числе миноритарных акционеров. При отсутствии Советов Директоров создаются угрозы для прозрачной и эффективной деятельности компаний.
Также необходимо отметить, что по вопросу создания национального холдинга необходимо привлекать международную экспертизу, в том числе в виде международных инвесторов холдинга для обеспечения правильного подхода при объединении разно профильных активов с целью повышения его рыночной привлекательности и возможности привлечения капитала и обеспечения устойчивого развития.
Конечной целью создания холдинга должно стать повышение рыночной стоимости активов холдинга, возможность выхода на международные рынки капитала, а также привлечение международной экспертизы в отраслевые компании холдинга.
Ранее Фонд по управлению государственным имуществом при Министерстве экономики и коммерции КР (далее – ФУГИ) совместно с Министерством экономики и коммерции внесли на рассмотрение и одобрение Жогорку Кенеша КР Программу приватизации государственной собственности в КР на 2023-2025 годы.
В Приложении 2 к данной Программе приватизации приведен Перечень хозяйственных обществ с государственной долей участия, подлежащих передаче по номинальной стоимости в уставный капитал вновь создаваемого ОАО «Национальная холдинговая компания «Аманат».
По сути, данная холдинговая компания создается взамен или на базе ФУГИ и в ее перечень входят следующие объекты: ОАО «Айыл Банк», ОАО «РСК Банк», ОАО «Кыргызалтын», ОАО «Государственная Ипотечная Компания», ОАО «Государственная страховая организация», ОАО «Тнк Шумкар», ОАО «Хайдарканское ртутное акционерное общество», ОАО «Кызыл-Кийский табакфермзавод», ОАО «Кыргызнефтегаз», ОАО «Международный аэропорт «Манас», ОАО «Бишкекский машиностроительный завод», ОАО «Кыргызсуудолбор», ОАО «Кавак», ЗАО «Кыргызская фондовая биржа», т.е. всего 14 объектов.
По замыслу инициаторов Программы приватизации основным положительным моментом является ликвидация у всех указанных объектов Советов директоров с созданием одного, единого для всех, Совета директоров, что достигается экономия порядка 30 млн. сомов.
Наличие единого Совета Директоров противоречит закону "Об акционерных обществах" и в то же самое время неэффективно, с учетом того что все компании разноотраслевые и согласно здравого смысла, мировой практики и законодательства в каждом АО нужен свой Совет Директоров, который по закону несет ответственность за деятельность компании.
Наличие Советов Директоров в публичных компаниях является лучшей международной практикой и соответствует основным Принципам корпоративного управления G20/ОЭСР(Организация экономического сотрудничества и развития).
Советы Директоров публичных компаний призваны обеспечивать эффективное управление компанией в интересах всех акционеров, в том числе миноритарных акционеров. При отсутствии Советов Директоров создаются угрозы для прозрачной и эффективной деятельности компаний.
Также необходимо отметить, что по вопросу создания национального холдинга необходимо привлекать международную экспертизу, в том числе в виде международных инвесторов холдинга для обеспечения правильного подхода при объединении разно профильных активов с целью повышения его рыночной привлекательности и возможности привлечения капитала и обеспечения устойчивого развития.
Конечной целью создания холдинга должно стать повышение рыночной стоимости активов холдинга, возможность выхода на международные рынки капитала, а также привлечение международной экспертизы в отраслевые компании холдинга.